Точное определение вида алалии необходимо для того, чтобы правильно составить индивидуальную коррекционную программу для ребенка.
Моторная алалия – серьезное нарушение развития речи у ребенка, при котором малыш понимает то, что говорят другие люди, но не в состоянии участвовать в диалоге, – бывает трех видов: афферентная, эфферентная и сенсомоторная.
Афферентная алалия
При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона), расположенного в коре головного мозга.
Моторная алалия – серьезное нарушение развития речи у ребенка, при котором малыш понимает то, что говорят другие люди, но не в состоянии участвовать в диалоге, – бывает трех видов: афферентная, эфферентная и сенсомоторная.
Афферентная алалия
При афферентной моторной алалии нарушена работа нижнего теменного отдела левого полушария (постцентральная зона), расположенного в коре головного мозга.
В норме у человека эта область отвечает за синтез и анализ ощущений, которые поступают в мозг в то время, когда человек разговаривает.
Кроме того, именно в этом отделе происходит создание двигательных программ, ведь для того, чтобы произнести любой звук, например «а», человеку нужно сделать довольно много движений: опустить нижнюю челюсть, выдохнуть воздух и т.д.
Ребенок с афферентной моторной алалией словно не может найти нужной последовательности, из-за чего заменяет одни звуки другими или вообще не говорит их.
По сути, такой малыш просто не знает, как именно должен двигаться его артикуляционный аппарат для того, чтобы можно было произносить те или иные звуки. При этом ему сложно запомнить последовательность правильной артикуляции даже в случае, когда взрослые подробно показывают ему ее.
Эфферентная алалия
При эфферентной моторной алалии страдает премоторная зона (центр Брока, расположенный в задней трети нижней лобной извилины).
При нормальном развитии коры головного мозга эта часть координирует последовательность движений, создавая из них комплексы, которые используются во время речи.
У детей с эфферентной моторной алалией эти комплексы распадаются как домик, сложенный из кубиков. Им сложно делать серии движений, из-за чего они с трудом переходят от артикуляции одного звука к другому.
Именно поэтому они не могут правильно расположить слоги в слове, переставляя их местами или повторяя (такой феномен называется персервацией) один и тот же слог несколько раз. Эта форма алалии встречается в 5-6 раз чаще, чем афферентная.
Сенсомоторная алалия
Встречается еще одна смешанная форма алалии – сенсомоторная, то есть моторная алалия, у которой есть сенсорный компонент. В этом случае ребенок и не может говорить, и плохо понимает обращенную к нему речь.
Такая форма алалии распространена больше, но и сложнее всего поддается коррекции.