Как проявляется одна из самых часто встречающихся проблем школьника и в чем ее причины.
Волнение и беспокойство в первые недели и месяцы пребывания первоклассника в школе неизбежны. Полностью избавиться от них невозможно, да в этом и нет необходимости.
Однако если уровень тревожности очень высок, если беспокойство сохраняется и в последующие годы обучения, это непосредственно влияет на эффективность учебной деятельности. В беспокойном, нервозном состоянии практически невозможно воспринимать учебный материал, небольшие трудности кажутся серьезными проблемами, а все новое вызывает страх.
Как проявляется школьная тревожность
Проявляться излишнее беспокойство и волнение у школьника могут разными путями. Первое, что бросается в глаза педагогам и родителям, это невротические симптомы, например:
-
ребенок грызет ногти или карандаши, ручки;
-
очень сильный нажим при письме, ребенок сжимает ручку с явным напряжением руки;
-
беспокойные навязчивые движения (крутит пуговицы на одежде, постукивает ногой об пол, накручивает волосы на палец и т.д.);
-
заикание при ответах на уроке, частое покраснение и побледнение кожи;
-
проблемы со сном: бессонница, прерывистый и беспокойный сон, трудности с засыпанием и просыпанием.
Все эти и подобные симптомы чаще всего проявляются у детей, которые тревожны сами по себе, а с приходом в школу их тревожность усилилась. Но могут проявиться они и у ребят, которых раньше нельзя было назвать тревожными или беспокойными.
Иногда школьная тревожность проявляется в форме ухода от учебной деятельности. В какой-то момент вдруг происходит такой шаг назад. Например, ребенок начинает брать с собой в школу игрушки или просто вести себя как маленький. Это и есть проявление тревоги.
Психика ребенка сама находит способ справиться с ней – игнорировать новую деятельность и социальную роль и вернуться к старым, уже привычным и не вызывающим беспокойства.
Еще одно проявление школьной тревожности – это тревожность по отношению к взрослому. Ребенок стремится всегда и во всем быть хорошим, чтобы заслужить похвалу взрослого – учителя, родителей.
После каждого своего действия он подзывает учителя, чтобы услышать похвалу, постоянно спрашивает его совета, старается во всем помочь и т.д. В этом случае психика ребенка, испытывающего тревогу в новой ситуации, нашла именно такой выход – искать похвалу со стороны учителя.
Школьные страхи
У ребенка могут проявиться и школьные страхи. Это может быть страх оценки, когда ребенок без конца повторяет: «А вдруг мне поставят двойку?» Страх публичного наказания: «А вдруг учитель будет ругать меня, а ребята станут смеяться?»
Встречаются у школьников и более конкретизированные страхи: некоторые боятся ходить в школьный туалет, другие испытывают ужас перед необходимостью выходить к доске и др.
Объединяет эти школьные страхи одно: отсутствие объективной причины для столь сильной эмоциональной реакции. Иначе говоря, ребенку могли ни разу не ставить двойку, одноклассники над ним никогда не смеялись, в школьном туалете нет ничего страшного и т.д.
Многие взрослые начинают высмеивать страхи ребенка, пытаясь таким образом избавить его от них. Но необходимо понимать, что для школьника его страх более чем реален. Общая высокая тревожность ведет к тому, что он преувеличивает реальные опасности. Поэтому путь избавления – лишь в снижении тревожности, нервозности, беспокойства.
Причины школьной тревожности
-
Личностная тревожность ребенка.
-
Незнакомая и непонятная для ребенка школьная ситуация (уклад, правила, требования, режим дня и т.д.).
-
Сверхзначимость оценки, идущая от учителей и родителей («Я хороший, только если получаю пятерки»).
-
Недостаток внимания со стороны родителей и учителей.
-
Завышенные требования со стороны родителей или учителей, не соответствующие возрастным нормам.
-
Конфликтная, нервозная обстановка в семье.
Неявные симптомы
Дети часто скрывают от взрослых свою тревогу и волнение, пряча ее за безразличием или даже за агрессивностью. В чрезвычайно беспокоящей ситуации ребенок может говорить «да мне все равно», «да какая разница».
Повышенная тревожность может проявляться и вспышками агрессивного поведения (ребенок может ломать предметы, кидаться в драку и пр.).
Ребенка, испытывающего повышенное эмоциональное напряжение, можно отличить по мышечным зажимам. Наиболее напряжены будут мышцы шейного пояса, скованы мимические мышцы (мышцы лица). Часто тревога вызывает и соматические ощущения (тошнота, боли в животе).
Объективно оценить уровень школьной тревожности можно с помощью специальной психологической диагностики.