Формирование зрения у ребенка последовательно проходит через ряд определенных этапов, о которых должны быть осведомлены родители, чтобы предупредить нарушение зрения.
Как развивается детское зрение
Многие родители считают, что осмысленно ребенок начинает видеть лишь после 6 месяцев, но это не совсем верно. Если в первый месяц жизни взгляд у ребенка еще не способен к фиксации и носит блуждающий характер, то уже к 2-3 месяцам здоровый малыш обладает начальными навыками слежения и уже может переводить взгляд на новые объекты.
К 6-8 месяцам у ребенка начинает формироваться предметное и пространственное зрение: он рассматривает неподвижные предметы, следит за подвижными, может реагировать на свое изображение в зеркале, начинает совершать направленное движение к объекту своего внимания — маме, яркой игрушке и т.д. Ко второму году жизни дети начинают различать рисунки, а к концу третьего у них формируется достаточная острота зрения. Цветоощущение также полностью формируется к 2-4 годам.
Очень активно в детском возрасте происходит рост глазного яблока и всех остальных частей глаза: у школьников ко 2-4-му классу уже, как правило, стабилизируется форма глазного яблока. В норме оно к этому возрасту уже должно принять шаровидную форму. Исходя из этого, следует очень дозированно нагружать детские глаза, давая им регулярный отдых и делая с детьми специальные упражнения. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если же этого не соблюдать, то возможно формирование близорукости и развитие косоглазия.
Детское зрение: рекомендации родителям
По сравнению с взрослыми, у детей более выражена особенность восприятия новых объектов: для этого им требуется большее напряжение зрения, а первичное восприятие и фокусировка глаз на новом объекте длятся дольше. Поэтому при рассматривании незнакомых предметов и изображений (например, на дисплее компьютера) детские глаза устают сильнее. Для профилактики подобного утомления рекомендуется чередование знакомых и новых объектов. Поэтому родителям нужно следить, чтобы дети периодически переключали свое внимание с экрана телевизора, дисплея компьютера на рядом расположенные предметы. Для этого можно использовать детские офтальмологические таблицы для определения остроты зрения, где вместо букв — фигурки разных размеров: грибы, елочки, кораблики и т.д. В них используется такой же принцип градации размеров изображений, как и в таблицах Сивцева, по которым определяется острота зрения у взрослых.
Также особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям.
-
Рабочее место ребенка всегда должно быть достаточно (но не избыточно) освещено. Свет при этом должен падать на рабочее поле, быть рассеянным, не отражаться от окружающей поверхности и не бликовать.
-
Размеры мебели обязательно подбираются под рост и возраст ребенка. Универсальная мебель (для всех членов семьи) в данном случае не очень уместна.
-
Необходимо следить за правильной посадкой ребенка — он не должен горбиться, сидеть асимметрично, наклонив голову или развернувшись, так как это будет давать неравномерную нагрузку на мышцы глаз и способствовать развитию косоглазия, близорукости, нарушения осанки.
-
Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или, наоборот, запрокинув голову.
-
Необходимо соблюдать режим и правильно чередовать периоды учебы, чтения и отдыха.
-
Ребенок должен регулярно делать упражнения для глаз и тела, адаптированные к детскому возрасту.
Наилучшим примером для подражания, которому в первую очередь склонен следовать ребенок, является поведение самих родителей, правильно организующих свои рабочие места, а также выполняющих специальные упражнения для улучшения зрения вместе с ребенком.