Развитие координационных способностей занимает важное место в общем воспитании детей, так как стимулирует их наиболее рационально и целесообразно осваивать новые действия, решать сложные задачи в постоянно меняющихся условиях.
Сегодня здоровье человека является бесценным достоянием. Здоровье помогает нам осуществлять планы, решать все жизненные задачи, справляться с перегрузками и преодолевать жизненные сложности.
С какой целью необходимо развивать координационные способности
Выделяют до 18 различных видов выносливости, порядка 2 десятков видов координационных способностей, которые проявляются в конкретных двигательных действиях, а также порядка 10 специфических координационных способностей:
-
ритм;
-
равновесие;
-
реакция;
-
способность к дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров;
-
гибкость;
-
силовые способности;
-
скоростные способности и прочие
Условия научно-технической революции требуют развития координационных способностей человека. Освоение новых двигательных действий протекает значительно быстрее, если у занимающегося более выносливые, крепкие и быстрые мышцы, развито умение управлять собой, гибкое тело. Именно поэтому так важно заниматься спортом, повышая уровень физического развития.
Что такое координационные способности
Под двигательно-координационными способностями стоит понимать способность точно, быстро, находчиво, экономно и целесообразно решать двигательные задачи. Особенно это касается тех задач, которые возникают неожиданно и имеют высокую степень сложности.
Ловкость и координация помогают точному дифференцированию, воспроизведению и отмериванию силовых, пространственных и временных параметров движения, реагированию, ориентированию в очень сложных условиях, перестроению и согласованию двигательной деятельности, в умении сохранять равновесие, чувство ритма.
Когда нужно развивать координационные способности
Переломным периодом в развитии подростков является переходный возраст, так к 11-12 годам дети уже владеют базовыми навыками в прыжках, беге, лазании и метании. У них есть все предпосылки благоприятно развивать двигательные способности. Главной задачей в этом возрасте является развитие координационных способностей, можно изучать техники гимнастики, легкой атлетики, единоборств, спортивных игр, плавания, передвижения на лыжах.
Главные цели развития координационных способностей.
-
Координационные способности способствуют успешному овладению техникой выполнения физических упражнений.
-
Сформированные координационные способности нужны для подготовки подростков к жизни, работе, службе в армии.
-
Координационные способности способствуют верному распределению потенций: быстроты, силы, выносливости.
-
Разнообразие упражнений помогает избегать монотонности, а также однообразия в тренировках, приносят удовольствие, радость от участия в спорте.
Всего специалисты выделяют 5 видов координационных способностей:
-
равновесие;
-
кинестетическое дифференцирование;
-
чувство ритма;
-
ориентация в пространстве
-
реакция.
Средства развития координационных способностей
Главным средством для развития координационных способностей являются физические упражнения с повышенной координационной сложностью, содержащие элементы новизны.
Самым эффективным средством для развития координационных способностей являются гимнастические упражнения, которые охватывают основные группы мышц. Упражнения с предметами и без, сложные и простые, а также упражнения в равновесии.
Все упражнения, которые направлены на развитие координационных способностей будут эффективными только до тех пор, пока их не выполняют автоматически. Затем они теряют ценность, не стимулируя развитие координации. Координационные движения лучше всего выполнять в первой половине занятий, так как они очень быстро утомляют.