Будь в настоящем

Когнитивное НЕслияние: отделение мыслей от того, с чем они соотносятся
27 июля 2016 г.
Когнитивное НЕслияние: отделение мыслей от того, с чем они соотносятся
Фото: shutterstock.com
Давайте опишем и объясним ряд техник когнитивного НЕслияния. Их необязательно осваивать в специально заданном порядке — в том смысле, что для овладения каждой не нужно предварительно знать другие.

Скорее, это набор методов, которые переплетаются и частично перекрывают друг друга. Некоторые концепции могут повторяться в разных техниках.

Глава из книги «Перезагрузи мозг. Решение внутренних конфликтов»

Издательство: Питер

Мы представляем их здесь в том порядке, который, по нашему мнению, позволит вам лучше понять принципы когнитивного НЕслияния.

Техники НЕслияния — это не методы сокращения боли или управления ею, а методы, которые учат быть в настоящем, здесь и сейчас, в более широком смысле. Если бы вы положили ладони на свое лицо и попытались их разглядеть, они показались бы вам чем-то темным. Если же держать руки в нескольких сантиметрах от лица, можно разглядеть очертания и линии. Подобным образом некоторое дистанцирование от своих мыслей позволяет вам видеть их такими, какие они есть.

Важно прорваться сквозь иллюзию языка, чтобы научиться замечать процесс мышления (например, создания связей между разными событиями), поскольку это нечто иное, чем просто замечать продукт этого процесса — ваши мысли. Когда вы обдумываете мысль, она структурирует ваш мир. Когда смотрите на нее, кроме того, можете видеть, как она структурирует ваш мир (вы понимаете, что она значит), но также вы понимаете, что занимаетесь структурированием. Это осознание дает чуть больше пространства для маневров. Представьте, что вы всегда носили желтые очки и даже забыли бы об этом. НЕслияние можно сравнить с ситуацией, когда вы сняли эти очки и держите их чуть поодаль, в нескольких сантиметрах от лица и поэтому теперь понимаете, из-за чего мир казался вам желтым, а не просто видите все вокруг в желтом свете.

Освоив НЕслияние, вы сможете обоснованно судить, способно ли оно обеспечить вам большую маневренность, чтобы вы могли жить так, как вам хочется. Лучший путь для этого — практика, практика и еще раз практика. Техники не станут частью вашей модели поведенческих реакций, если вы не будете их практиковать. Нельзя просто читать их описание в надежде и так усвоить. Отрабатывайте эти навыки и применяйте их в жизни. Пусть вас направляет собственный опыт. Практика ведет не к совершенству, а к постоянству.

Итак, давайте после предисловия приступим к освоению НЕслияния.

МОЛОКО, МОЛОКО, МОЛОКО

Для начала мы попросим вас подумать о молоке. Какое оно на вид? Напишите несколько характеристик молока, которые приходят вам на ум:
…………………………………………………………

Теперь постарайтесь вспомнить вкус молока. Можете ли вы его ощутить? Если да, опишите вкус как можно точнее. Если нет, попробуйте представить, каково на вкус прокисшее молоко? Можете вообразить это?
…………………………………………………………

Вряд ли у вас во рту прямо сейчас находится молоко, но большинство из нас могут явственно ощутить его вкус. Это эффект трансформации функций, встроенный в человеческий язык. А теперь представляем вашему вниманию простое упражнение, которое придумано почти сто лет назад и давно доказало свою эффективность в выявлении принципов действия словесной машины.

УПРАЖНЕНИЕ

Повторение слова

Найдите спокойное место, где вас никто не потревожит, а вы никого не будете отвлекать. Когда устроитесь поудобнее, начинайте говорить слово «молоко» так громко и быстро, как это возможно, на протяжении 20–45 секунд. Просто повторяйте слово раз за разом. Произносите его как можно быстрее, но так, чтобы оно было различимо. Засеките время и наблюдайте, что происходит. Убедитесь, что на выполнение этого упражнения у вас ушло не меньше 25 и не больше 45 секунд. Как показывают исследования, именно за этот временной отрезок проявляется то, что мы хотим продемонстрировать (Masuda et al., 2004). Итак, начните прямо сейчас говорить: «Молоко, молоко, молоко…» Что вы чувствуете? Что вы ощущали, повторяя это слово? Опишите свои впечатления:
…………………………………………………………

Что произошло со значением слова «молоко» после того, как вы быстро произнесли его много раз? Что случилось с этой холодной, кремово-белой субстанцией, которой вы заливаете хлопья по утрам? По-прежнему ли слово вызывает тот образ, который был до выполнения данного упражнения? И, наконец, удалось ли вам заметить что-то новое? Например, как странно звучит это слово, как смешиваются его начало и конец или как двигаются мышцы вашего лица, когда вы его произносите? Если вы заметили нечто подобное, отметьте это в строках ниже:
…………………………………………………………

У большинства людей при выполнении данного упражнения значение слова начинает временно отходить на задний план. Очень сложно заметить, что слова, в сущности, могут быть просто звуками и ощущениями, когда вы плывете в потоке буквальных значений. Например, ребенок воспринял бы абзац, который вы сейчас читаете, как набор зрительных образов. Вы эти образы не видите. Обычно вы не можете их видеть, поскольку перемещаете взгляд по странице и видите слова, нравится вам это или нет. Подобным же образом взрослые не могут воспринимать речь как набор звуков — они слышат слова.

Теперь попробуйте поступить иначе. Выберите негативную мысль о себе, которая часто приходит вам в голову, и выразите ее одним словом (чем оно короче, тем лучше). Можете воспользоваться своими записями из Перечня страданий (глава 1) или из Дневника боли и соответствующих упражнений (глава 5). Что бы вы ни выбрали, постарайтесь выразить отрицательную самооценку одним словом. В идеале оно должно состоять из двух-трех слогов. Допустим, если вы считаете себя незрелым человеком, идею этой незрелости можно передать словом «ребенок ». Если вы боитесь, что окружающие сочтут вас неумным человеком, можно выразить это словом «глупый». Если вас беспокоит тот факт, что вы запросто выводите окружающих из себя, сократите эту мысль до слова «задира». А теперь напишите слово, которое лучше всего характеризует вас, когда вы испытываете неприятные чувства по отношению к себе:
…………………………………………………………

После этого оцените это слово по двум параметрам. Во-первых, в какой степени это слово применительно к вам вызывает тревогу или боль? 1 балл — вообще не вызывает, 100 баллов — максимум. Запишите свою оценку:
…………………………………………………………

Во-вторых, насколько верна или правдоподобна характеристика, выражаемая этим словом, по отношению к вам? 1 — совершенно неправдоподобна, 100 — максимально правдоподобна:
…………………………………………………………

Теперь проделайте с этим словом то же самое, что ранее со словом «молоко»: произносите его как можно быстрее на протяжении 20–45 секунд. И снова не выходите за временные рамки. Что вы ощутили? Оказывало ли это слово, пока вы его быстро произносили, такое же эмоциональное влияние, как прежде? Если нет, как оно изменилось?

Оцените, насколько данное слово применительно к вам вызывает тревогу или боль? 1 балл — вообще не вызывает, 100 баллов — максимум. Запишите свою оценку:
…………………………………………………………

В-третьих, насколько верна или правдоподобна характеристика, выражаемая этим словом, по отношению к вам? 1 — полностью неправдоподобна, 100 — максимально правдоподобна:
…………………………………………………………

В ходе наших наблюдений мы выяснили, что для 95% испытуемых это слово стало менее правдоподобным. Такой эффект возникает приблизительно через 20 секунд произнесения и достигает максимума приблизительно на 45-й секунде. Вот почему мы просили вас повторять слово на протяжении именно такого промежутка времени. Заметьте, вы по-прежнему знаете значение слова, но его эмоциональная функция снизилась. Выражаясь более научным языком, его производная функция ослабла, в то время как прямая функция (то, как оно звучит) стала более заметной. Слово же стало (по крайней мере, до некоторой степени) просто словом.

УСЛОВНАЯ ПРИРОДА МЫСЛИ

Последнее упражнение заключалось в том, чтобы помочь вам понять сущность языка. Что бы они ни обозначали, слова — прежде всего просто слова. Когда вы это понимаете и используете слова как навык, который можно развивать, вам становится проще понимать и ослаблять их влияние на себя и свою жизнь. В противном случае вы становитесь беспомощной мишенью вербального обусловливания, которое происходит в вашей голове. Вообще, знаете ли вы, откуда берутся слова, которые бросает в вас ваше сознание?

ИГРЫ В СЛОВА

Давайте поиграем. Дополните следующие фразы.

Эники-беники ели…

В гостях хорошо, а дома…

Как вы думаете, почему вы написали то, что написали? Не потому ли, что эти фразы усвоили в далеком прошлом?

А теперь посмотрим, легко ли вы сократите влияние вашего прошлого. Предположим, для вас очень важно, чтобы фраза «Эники-беники ели…» не вызывала ассоциаций со словом «вареники» и всего, что с ними связано. Представьте, что вам очень важно не думать о «варениках» ни одной секунды. Давайте проверим, возможно ли это. Снова попробуйте завершить фразу. Запишите слово, предварительно убедившись в том, что оно не имеет ничего общего с «варениками».

Эники-беники ели…

А теперь подумайте, что происходило в вашем сознании, и ответьте на вопрос:

Удалось ли вам выполнить упражнение?
Да/Нет (обведите ответ кружочком)

Поделиться:
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Беременность зимой: 5 рисков будущей мамы
Зная особенности холодного времени года, можно к ним заранее подготовиться и свести к минимуму риски для мамы и малыша. Все о беременности зимой.
Женская консультация
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
Суперспорт: 10 плюсов волейбола для здоровья
9 февраля считается днем рождения волейбола. В этот день в 1895 году была придумана новая игра с мячом через сетку, подвешенную выше человеческого роста. О пользе волейбола для здоровья читайте в нашем материале.
Фитнес и спорт
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Как спортсменки восстанавливают форму: правила углеводного чередования
Чтобы избавиться от лишней жидкости и добиться большей рельефности мышц пресса, за неделю перед выступлениями спортсмены садятся на специальную диету, основанную на методе углеводного чередования.
Здоровое питание

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Счастье каждый день: вырабатываем гормоны счастья
Разве нужно ждать каких-то моментов, чтобы чувствовать себя счастливым? Конечно нет. Можно научиться вырабатывать «гормоны радости», из-за которых мы и чувствуем счастье, радость и эйфорию.
Мужской климакс
О женском климаксе знают все. Но о том, что представители сильного пола тоже проходят определенные возрастные изменения, известно немногим. Что же такое мужской климакс и как он проявляется?