5 открытий Зигмунда Фрейда, перевернувших мир

23 сентября 2013 г.

1.    Психоанализ

Несмотря на критику этого метода многими последователями Фрейда и современными учеными, психоанализ до сих пор активно используется в клинической практике, правда в модифицированном виде.

Фрейд ввел в психиатрию понятие бессознательного. Это то, что не осознается человеком, но определяет его потребности и влияет на все его поступки. Требования бессознательного реализуются не полностью, так как поведение человека ограничивается внутренними и внешними моральными нормами. При этом в психике человека возникает конфликт – несоответствие между желаемым и действительным.

Суть психоанализа – в попытке извлечь из бессознательного переживания, не осознаваемые пациентом и активно подавляемые сознанием, наличие которых, тем не менее, вызывает сбои в работе психики и обуславливает возникновение психической симптоматики: неврозов, истерии, навязчивых состояний и т.д.

По мнению Фрейда, осознание и проработка этих переживаний, их истоков и влияния на поведение человека способны значительно улучшить состояние пациента, разрешить психический конфликт и в некоторых случаях полностью излечить больного.

Классический «кушеточный» психоанализ прочно вошел в кинокультуру современного общества.

2.    Сонник Фрейда

Толкование сновидений — работа, в которой Фрейд описал роль и функции бессознательного в психике человека и, в частности, при формировании его сновидений. Из всех идей Фрейда эта, пожалуй, единственная не критикуется и в настоящее время является общепризнанной. Сам Фрейд придавал этому открытию большое значение и помнил день и час, когда оно пришло ему в голову.

Фрейд считал, что желания, формируемые бессознательной частью личности и подавляемые Суперэго (в силу недозволенности или аморальности) днем, прорываются в сновидения ночью, но не в прямом, а в искаженном, зашифрованном виде. Расшифровав сновидение, можно разгадать скрытое желание и разрешить психологический конфликт, лежащий в основе психического заболевания и симптомов.

Интересно, что, несмотря на то что сновидения индивидуальны, некоторые символы являются общими для всех. Так, фаллический символ – это палка, кинжал, фонтан и т.д. Символ смерти – отъезд, наготы – одежда… Составлен даже своеобразный сонник таких символов.

При попытке расшифровать сновидение также используется метод свободных ассоциаций, изобретенный Фрейдом. При этом пациенту предлагается рассказывать сон и мысли, приходящие ему на ум, совершенно свободно, не ограничиваясь нормами морали, нравственности или внутренними блоками.

3.    Структура психики

Пытаясь анализировать работу психики, Фрейд разработал структуру личности. Он разделил ее на три уровня: Ид («Оно», бессознательное), Эго («Я», первый уровень сознания) и Суперэго («Сверх-Я», второй уровень сознания).

Ид – это бессознательное, формирующее желания и потребности. Оно не имеет выхода к окружающей реальности и действует через сознание – Эго. Однако Эго не всегда может удовлетворять все потребности Ид, например, если некоторые из них невозможно удовлетворить немедленно. Так, управляя желаниями с помощью отсроченного удовольствия, Эго имеет возможность удовлетворять потребности Ид, не подвергая организм опасности.

Кроме того, есть Суперэго, внутренний цензор, совесть, блокирующая желания, не соответствующие внутренним установкам морали и нравственности человека. Суперэго необходимо для нормального функционирования человека в обществе. Это морально-этическая сила, которая формируется у ребенка в процессе становления психики.

В настоящее время существует несколько моделей структуры личности, но концепция Фрейда – одна из самых широко распространенных и известных.

4.    Открытие роли сексуальности в поведении

До Фрейда говорить о роли сексуальности и сексуальных желаний в поведении человека было не принято. И то, что ученый возвел этот аспект жизни человека в ранг наиглавнейшего, поверг мировую ученую общественность в шок и заставил многих современников и последователей Фрейда отвернуться от него. Пожалуй, это самый критикуемый раздел в его учении.

Однако прежде всего нужно разобраться, что же именно Фрейд называл сексуальностью. На самом деле он не сужал все побуждения, мотивы и проблемы человека до сексуальных (неудовлетворенности в постели), а наоборот, расширял само определение сексуальности.

Либидо, по Фрейду, это не просто сексуальное влечение, а психическая энергия, способная трансформироваться в самые разные формы. Понятие сексуальности расширялось и за счет принятия детской сексуальности: у детей также существует психическая энергия и потребность в удовольствии, и они реализуются через различные (не только генитальные) механизмы (сосание пальца, например).

Теория сексуальности Фрейда широко обсуждалась в обществе. Считается, что именно он создал предпосылки к сексуальной революции 60-х.

5.    Теория становления психики

Развитие сексуальности Фрейд разделил на 5 этапов – фазы психосексуального развития личности, во время прохождения которых формируется характер. Неудачное прохождение той или иной фазы накладывает отпечаток на личность человека в виде тех или иных черт.

Оральная фаза – от рождения до 1,5 лет. Удовольствие достигается за счет стимуляции оральной зоны при сосании, кусании и глотании. Объект удовольствия – материнская грудь. В этот период формируется способность доверять и любить.

Анальная фаза (1,5-3,5 года). Удовольствие достигается за счет стимуляции анальной зоны актом дефекации, который ребенок учится контролировать в этот период. В это время формируется Эго, а также способности самоконтроля и саморегуляции.

Фаллическая фаза (3,5-6 лет). В это время ребенок начинает изучать свое тело, видит различия между мальчиками и девочками, проявляет интерес к рождению детей, под влиянием родителей и воспитателей формируется Суперэго. Для этого времени характерен Эдипов комплекс у мальчиков (желание обладать матерью и соперничество с отцом) и комплекс Электры у девочек (влечение к отцу).

Латентная фаза (6-12 лет) – период, когда сексуальная (психическая) энергия не имеет сексуального выхода на части тела и переносится на другие цели: социальную активность, общение, учебу и т. д.

Генитальная фаза (12-18 лет) – пубертатный период, который завершает психосексуальное развитие. Сексуальность находит свой выход в области гениталий, формируется потребность и возможность зрелых сексуальных отношений с человеком противоположного пола.

Правильное поведение родителей во время прохождения ребенком каждой фазы крайне важно. По мнению Фрейда, именно застревание на какой-то фазе ведет в дальнейшем к появлению негативных черт характера, внутренним конфликтам, комплексам, неврозам и т.д.

Поделиться:
Комментарии
Комментировать
ПОПУЛЯРНОЕ
5 декабря 2013 г. 14:30

Ya pedagog 30 lishnim stajem, no ne znala chto razvitiya seksualnosti delitsya na 5. Teper u vnukov budu eto imeet vidu,sto let jivi,sto let uchis.Rano

Пожаловаться

Post new comment

  • Web page addresses and e-mail addresses turn into links automatically.
  • Allowed HTML tags: <h2><a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Lines and paragraphs break automatically.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.
  • You may quote other posts using [quote] tags.

More information about formatting options

ИНТЕРЕСНОЕ
Счастье каждый день: вырабатываем гормоны счастья
Мужской климакс